Спектаклю о Рудольфе Нуриеве вятские зрители аплодировали стоя.

Драматический спектакль "Прыжок в свободу", показанный в Кирове Театром Сергея Янковского, стал ярким культурным событием в жизни города.

Удивительно: на просмотр собралась очень "пестрая" аудитория, хотя на первый взгляд рассказ о богемном герое заинтересовать должен прежде всего творческих людей. Как считает сам Сергей Янковский, блестяще исполнивший главную роль, добиться этого удалось за счет многоплановости спектакля. Формально он вроде бы биографичен и рассказывает о судьбе конкретного человека, знаменитого танцовщика Рудольфа Нуриева. Но на самом деле это спектакль о свободе. Свободе творческой, человеческой, свободе принимать решения и нести за них ответственность.

Конечно, спектакль заканчивается знаменитым "прыжком в свободу" Рудольфа Нуриева в аэропорту Парижа, вокруг которого до сих пор ходит много легенд. Но до этой финальной сцены Сергей Янковский проводит зрителя по судьбе танцовщика, начиная с первых самодеятельных па на сцене башкирского театра в голодной эвакуации.

Сочетание пластики, ярких и точных монологов, балетных номеров и общих с танцорами юмористических сцен создают неповторимую атмосферу. Зритель оказывается то в репетиционных залах, то на лучших балетных площадках страны. И тут же - закулисье профессии: непростые отношения с учителями и коллегами, преодоление себя в трудные минуты жизни. И все это на высокой эмоциональной ноте.

Чтобы полностью погрузиться в атмосферу жизни солиста балета, Сергей брал уроки классического танца. В итоге на сцене возникло удивительное сочетание драматического искусства, музыки, света и танца при отсутствии каких-либо декораций, кроме двери. Она постоянно в работе, превращаясь то в тамбур поезда, на котором юный Нуриев едет учиться в Ленинград, то в станок в балетном классе, то в дверь в большой мир искусства, то в турникет парижского аэропорта. А в целом это дверь в свободу. И каждый решает для себя, открыть ее или нет.

- На спектакле неожиданно много детей самого разного возраста, - поделилась своим мнением Елена Владимирова, одна из зрительниц.

- Меня поразила их реакция. Они не только затаив дыхание смотрели взрослый спектакль, но и бурно реагировали на каждую сцену. Это то, что называется большим искусством. Сергей Янковский с партнерами настолько вовлекли их в атмосферу спектакля, что они забыли обо всем. Что уж говорить о взрослых.

Корреспондент "РГ" встретился с Сергеем Янковским в гримерке и попросил ответить на несколько вопросов.

Спектаклю десять лет. Он изменился за это время?

Сергей Янковский: Очень сильно. Он настолько живой, что практически каждый раз что-то происходит по-новому, появляются какие-то нюансы. Изначально 45-минутный спектакль вырос до двухактового продолжительностью в два часа. И зрители нас спрашивают: а что дальше? Возможно, будут еще изменения.  

Биографическое произведение воспринимается как гимн свободе...

Сергей Янковский: Можно даже не называть имени главного героя. Это история человека, который рвется к своей мечте. И здесь уже неважно, кто он, потому что происходит идентификация зрителя с персонажем и каждый, я думаю, спрашивает себя: а рвусь ли я к своей мечте, к свободе? Это сверхзадача нашей работы. Нам интересно творчество, духовное развитие, эмоции человека в разных ситуациях. Спектакль получился многоплановый.

Нуриев сам по себе был элитарен. Казалось бы, и интересовать его судьба должна такую же публику. Чем объясните, что на спектакль пришли самые разные люди?

Сергей Янковский: Да, изначально он вроде рассчитан на такую публику. Но аудитория довольно быстро расширилась. Спектакль, в котором очень много юмора, стал массовым по театральным меркам. Кстати, Нуриев был весьма веселым человеком.